Маленький и деловой

Сотрудники аэропорта Лондон-Сити могут обслужить пассажира за 15 мин до посадки в самолет. Самый молодой аэропорт британской столицы ориентируется на деловых пассажиров, отправляющихся в короткие поездки в другие города Европы. Из России прилететь в Лондон-Сити можно, лишь сделав пересадку в одном из европейских хабов (Цюрихе, Женеве, Франкфурте и т. п.), хотя глава аэропорта признает, что прямой рейс из Москвы в Лондон-Сити был бы востребован пассажирами.

Cтроить пятый аэропорт в Лондоне решили в середине 80-х. К тому времени в городе уже были Хитроу, Стэнстед, Гэтвик и Лутон, однако Лондон-Сити потребовался для создания транспортной инфраструктуры новых кварталов, расположенных на месте доков. В 1981 г. доки были окончательно закрыты, и все поняли, что восточная часть города существенно изменится. Несмотря на то что доки (или квартал Доклэндс, как его сейчас называют) были расположены всего в шести милях от Банка Англии, они были очень слабо связаны как с остальным Лондоном, так и с внешним миром. Поэтому потребовались новые автомобильные дороги, железнодорожная ветка DLR, а также аэропорт, который обеспечил бы транспортную доступность других европейских стран. "Наше государство расположено на острове (хотя сейчас многие об этом забывают), к тому же мы торговая нация, и если вы хотите что-либо развивать здесь, то вам необходимы связи. А пока существует всего лишь один туннель, который соединяет нас железной дорогой с континентом.

Конечно, можно улететь на континент из аэропорта Хитроу. Но если вы попытаетесь добраться из Канари-Уорф (деловой район Лондона, расположенный на месте доков в непосредственной близости от аэропорта Лондон-Сити. — Прим. ред.), то в один день это займет у вас один час, на следующий день — два часа. Тогда вы решите: "Почему я должен развивать бизнес и строить офисы в часе или двух езды от Хитроу? Я построю их в 15 минутах езды". Но в этом случае нам никогда бы не удалось развить эту часть Лондона", — рассказывает генеральный директор аэропорта Лондон-Сити Ричард Гудинг.

Читайте также:  Elite на каждый день!

Для строительства нового аэропорта была привлечена компания Mowlem: поскольку к тому моменту все аэропорты в стране были приватизированы, государство не вкладывало бюджетные деньги в строительство новых воздушных ворот, заключая контракты с частными инвесторами. "В конце 80-х и начале 90-х аэропорт не был успешным, поскольку он появился здесь до того, как возникли все остальное, — здесь тогда не было ни новых дорог, ни нового бизнеса. Да, здесь жило много людей, но большинство из них были безработными, у них не было возможности полететь куда-либо. Количество пассажиров начало расти в 90-х, когда появился Канари-Уорф. Однако к тому времени построившая его компания вложила слишком много денег в его развитие, поэтому было принято решение продать аэропорт другим собственникам", — добавляет Гудинг.

В 90-е количество перевозчиков, выполняющих регулярные рейсы в Лондон-Сити, стало расти. Маршрутная сеть сконцентрировалась на деловых центрах Европы. Сейчас основной рост пассажиропотока идет преимущественно за счет появления новых частот, а не за счет добавления новых направлений. Деловым пассажирам очень важна частота полетов, поскольку зачастую они ограничены во времени в своих командировках и не хотят проводить в поездке дополнительные часы, а при частых рейсах можно выбрать наиболее удобное время отправления. Большинство приезжает в аэропорт Лондон-Сити практически перед самым отправлением; аэропорт стремится сделать так, чтобы пассажиры не тратили время в ожидании. Этому способствует развитие новых электронных технологий обслуживания. "Сейчас 40% путешественников, используя Интернет, регистрируются еще до того, как они приезжают в аэропорт. Еще 50% проходят регистрацию в киосках, оставшиеся 10% обращаются на стойку в аэропорту, однако их доля сокращается с каждым годом. На стойки также обращаются пассажиры, которым надо сдать багаж, хотя всего половина пассажиров в нашем аэропорту его сдает. Типичный пассажир регистрируется дома или в офисе, они везут только ручную кладь и приезжают в аэропорт за 15 мин до посадки в самолет. В час пиковой нагрузки — это с 7 до 8 утра — количество пассажиров с багажом еще меньше, чем наши средние 50%. Обычно путешествие у пассажиров длится один день — 25% наших клиентов возвращаются обратно вечерним рейсом. Кстати, еще и поэтому у нас нет большого количества магазинов, ведь, если вы что-то купите, вам придется везти это с собой", — говорит генеральный директор аэропорта.

Читайте также:  Очередной G280 в австрийском небе

Развитие преимущественно ближне- и среднемагистральных направлений обусловлено также и тем, что аэропорт Лондон-Сити не может принимать ВС, на которых традиционно выполняются дальнемагистральные рейсы. Когда аэропорт открылся, он мог принимать лишь один тип ВС — Dash-7. По иронии судьбы, сборка этих самолетов была прекращена в день открытия Лондон-Сити. С тех пор многое изменилось, перевозчики могут выполнять рейсы в аэропорт на А318, Embraer 190 — эти ВС способны долететь без дополнительных посадок до Афин или даже до Москвы. В общей сложности Лондон-Сити сертифицирован для приема около 20 типов самолетов. "У нас очень короткая ВПП и глиссада с большим углом наклона. В большинстве аэропортов угол наклона глиссады составляет 3,0–3,5 градуса, здесь это 5,5 градусов. Конструкция большинства самолетов не позволяет им садиться при таком угле наклона. Это примерно как катиться с горы: чем круче горка, тем быстрее вы спускаетесь. Но у нас нельзя быстро спускаться, поскольку внизу короткая полоса. Поэтому нужно найти вариант медленного спуска", — рассказывает Гудинг. Пилоты для полетов в Лондон-Сити должны пройти дополнительное обучение на тренажерах плюс они должны выполнить один полет с инструктором. При регулярных полетах один из двух пилотов в кабине должен иметь опыт посадки в данном аэропорту.

Хотя перевозчики из Лондон-Сити выполняют полеты преимущественно внутри европейского континента, один дальнемагистральный трансатлантический рейс оттуда все-таки есть: Лондон—Нью-Йорк. В прошлом году его открыла British Airways; полеты выполняются на самолете А318, салон которого выполнен полностью в компоновке бизнес-класса, там всего 32 кресла. Это недешевый перелет, он обходится пассажирам примерно в 5 тыс. фунтов. Его целевая аудитория — представители компаний, которые работают в этом районе Лондона. Даже на такой рейс пассажиры оформляются за 15 мин. Поскольку из Великобритании в США на А318 невозможно долететь без дозаправки, то самолет делает остановку в Шэнноне, в Ирландии. Там пассажиры проходят границу США и таможню; процедура занимает не много времени, поскольку в Шэнноне девять пограничных кабинок, а в самолете может лететь всего 32 пасс., да и то при полной загрузке. Поэтому там нет очереди. В США этот рейс уже считается внутренним, и его клиентам не надо стоять в длинных очередях в аэропорту им. Джона Кеннеди.

Читайте также:  Titan Airways вводит в эксплуатацию Airbus А318

Помимо дальнемагистрального рейса в Нью-Йорк топ-менеджмент аэропорта планирует расширить сеть на тех направлениях, которые в основном ассоциируются с отдыхом, а не с деловыми поездками. "Мы проводим своеобразный эксперимент с British Airways: запустили несколько рейсов по туристическим маршрутам, в частности в Пальма-де-Майорку, Ибицу, Ниццу, Барселону. Мы хотим понять, существует ли спрос на рынке на такие направления из нашего аэропорта, чтобы использовать их, когда спрос на традиционные бизнес-направления будет падать. Первые результаты достаточно обнадеживающие", — рассказывает генеральный директор аэропорта.

Ричард Гудинг также уверен, что рейс из Лондон-Сити в один из московских аэропортов (который теоретически можно выполнить) был бы востребованным. Однако система регулирования авиаперевозок — двусторонние межправительственные соглашения — вряд ли позволит его запустить. Рейсы в Лондон-Сити одной из британских компаний неизбежно будут конкурировать с рейсами "Аэрофлота", забирая бизнес-пассажиров, которые летят в Канари-Уорф. Сам же "Аэрофлот" не сможет выполнять полеты в этот аэропорт, поскольку у компании нет для этого подходящих ВС.

Полина Зверева

Источник: АТО

Top.Mail.Ru